Top.Mail.Ru
Если что, мы используем куки
Понятно
Напишите нашему менеджеру в Telegram
Напишите нашему менеджеру в WhatsApp
Как сделать UX/UI дизайн лучше? Практические советы
О чем нужно помнить при создании нового веб-сервиса или мобильного приложения? О том, что грамотно разработанный UX/UI дизайн ПО – это залог вашей успешной коммуникации с будущими пользователями. Качественно проработанный продукт поможет повысить лояльность клиента, а ошибки в разработке – отпугнуть. Вот несколько простых рекомендаций, следуя которым можно улучшить качество UX/UI дизайна.

Ориентируйтесь на лучшие практики в своей сфере. Долгое время тренды в UX/UI дизайне задавала компания Apple. ИТ-корпорация являлась первопроходцем в вопросах пользовательского опыта. Сейчас явного трендсеттера в этой сфере нет. Хотя отказ Apple от скевоморфизма (т.е. дизайна, имитирующего предметы реального мира) здорово встряхнул индустрию и заставил многих пересмотреть подход к разработке своих продуктов. Как правило, в каждой отрасли есть свой лидер по UX и UI. Например, в финтехе – это Тинькофф банк, а ряде других других сфер – Яндекс. В России многие ориентируются на эти компании и практикуют бенчмаркетинг, перенимая их подходы к логике и визуалу.

Кросс-платформенность с первых итераций разработки. Наиболее мощную революцию в сфере UX и UI за последние 10 лет произвело массовое распространение смартфонов. За это время количество пользователей мобильных платформ увеличилось с 0 до 60-70%. Таким образом, в 2021 году 6-7 пользователей из 10 предпочитают иметь доступ к ИТ-продуктам именно через мобильный телефон. Т.к. смартфон намного чаще оказывается под рукой, чем стационарный компьютер или даже ноутбук, данный показатель будет только расти. Поэтому UX/UI-дизайнеры должны заранее предусматривать возможность кроссплатформенной разработки продукта, чтобы создать приложения с возможностью адаптации под несколько систем. Уже на этапе планирования необходимо продумать визуальное и функциональное исполнение интерфейса продукта в веб-версии и на мобильном устройстве. Если предполагается, что у продукта будет собственное приложение, то количество работы умножается на два.

Основное отличие заключается в том, что при использовании десктопной версии продукта, пользователю комфортнее знакомиться например, с услугами компании, производить анализ и т.д. Основной элемент управления здесь – мышка или тачпад. На смартфоне же размер экрана сильно ограничен, поэтому управление осуществляется пальцами/жестами: тап, свайп, смахивание вверх/вниз.

Пользователи десктоп- и мобильной версии продукта, как правило, преследуют разные цели. Компьютер часто используют для того, чтобы выбрать нужный вариант товара, вдумчиво сравнив несколько опций. Основная задача в данном случае – вывести пользователя на страницу, рассчитанную на вовлечение и удержание потенциального покупателя. Например, это можно сделать, указав больше информации о производстве продукта и показав фото реальных сотрудников. Правильно расположенная информация поможет завоевать доверие потенциального покупателя.

Пользователи смартфонов чаще импульсно ищут какие-то локации или незначительные товары – парикмахерские, рестораны, мелкую электронику, подарки. Зачастую они принимают решение о покупке спонтанно, особенно когда речь идет об одежде, украшениях и недорогих гаджетах. Поэтому задача мобильной версии сайта или продукта — упростить процесс заказа и сделать все, чтобы покупатель не только выбрал, но и оплатил покупку, совершив при этом как можно меньше действий, не отвлекаясь на лишнюю информацию.

Оба способа подачи информации необходимы. Отсутствие одной из этих опций способно отпугнуть не единичных клиентов, а десятки процентов от общего трафика. Каждый из форматов должен быть заранее продуман с точки зрения пути клиента до нужной информации, органичности и интуитивности интерфейса. Именно такой адаптацией и должно заниматься направление UX/UI дизайна.

Пример из опыта Graphene: при разработке личного кабинета b2b-клиента банка мы, опираясь на собственный опыт, предложили сделать сканирование qr-кодов на оплату услуг частью MVP для мобильных устройств. Это позволило упростить процесс работы для пользователей и ускорить процесс их интеграции в мобильное приложение.
Помимо основных функций, продукт должен обогащать информацией другие подразделения. В зависимости от компании и программного продукта, может возрастать роль связи UX/UI с маркетинговыми процессами и инструментами, такими как лидогенерация, CRM, таргетинг и ретаргетинг, продвижение через соц. сети. Эта связь будет максимальной, если мы говорим об информационном сайте компании, т.к. для большинства бизнесов именно маркетинговые инструменты, связанные с сайтом и соц. сетями, являются основными драйверами развития. Если же говорить, например, о банковском приложении, то эта связь становится более тонкой – здесь маркетинговые инструменты могут применяться только для проведения акций и оповещения клиентов о новых спецпредложениях. В любом случае, в продукт должен быть интегрирован сбор метрик клиентов для последующей аналитики и исправления возможных ошибок.

Наймите директора по продукту. Основной тренд последнего времени – объединение UX- и UI-направления под руководством одного человека – специалиста по продуктовому дизайну или директора по продукту. Он является идеологом проекта и определяет его эволюцию. Ни один продукт в настоящее время нельзя надолго оставить в статическом состоянии. По мере возрастания конкуренции, ваши пользователи будут требовать нового функционала и изменения визуального ряда. Задача стратегического развития продукта, в том числе с точки зрения UX и UI, ложится на плечи директора по продукту. Он будет постоянно анализировать метрики и создавать гипотезы, основанные на статистике использования продукта. Методом A/B-тестирования команда директора по продукту должна находить наиболее перспективные гипотезы и менять продукт в соответствии с ними.

Характерный пример правильной реализации продуктового видения из нашей практики: один из крупных банков обратился к Graphene за помощью в разработке MVP цифрового продукта для сбора денежных средств на iOS и Android. Проведя глубокую аналитику, мы поняли, что требования, которые предъявлял банк, совершенно не принципиальны для первого этапа работы продукта. Приоритезация функций для каждого из этапов создания программного продукта является прямой обязанностью руководителя проекта или директора по продукту, которого в банке, к сожалению, не оказалось. Именно правильная приоритезация задач позволила нам создать MVP за 12 недель, и уже на следующем этапе интегрировать те задачи, которые казались заказчику принципиально важными.

Обращайтесь к профессионалам. Построение собственного отдела высокопрофессиональных UX/UI дизайнеров потребует немалых финансовых и временных затрат. В Graphene посчитали, что на поиск компетентных специалистов потребуется не менее 8 недель. Прибавьте еще 4 недели на онбординг и адаптацию специалистов – готовую команду можно будет получить только спустя 10 недель, а релиз продукта отложится еще на несколько месяцев. Привлечение же сторонних специалистов позволит приступить к воплощению вашей идеи уже завтра. Проиллюстрируем еще одним примером из нашей практики: заказчик обратился к Graphene за разработкой UI десктопного приложения на OS Windows. Учитывая ограничения по бюджету и срокам, мы предложили использовать только стандартные блоки из дизайн-системы Windows, при этом не забывая об эстетической стороне и удобстве. Такой подход позволил реализовать приложение в максимально сжатые сроки.

Качественный UX/UI дизайн – один из основных критериев, влияющих на успешность и востребованность продукта у пользователей. При этом зачастую компания не способна самостоятельно оценить качество продукта. На первый взгляд выполняются все требования – отдел разработки учитывает все существующие на рынке тренды, заимствует лучшие практики у конкурентов, определяет критерии для дальнейшего развития, но количество пользователей не возрастает, а в ряде случаем даже сокращается. Поэтому если есть сомнения относительно качества существующего UX/UI дизайна продукта, можно прибегнуть к аудиту UX и UI руками профессионалов. Их опыт в создании аналогичных продуктов поможет вашей компании избежать многих подводных камней, о которых не всегда знают штатные дизайнеры и быть уверенными в том, что ваш продукт приносит максимально возможную прибыль.