Top.Mail.Ru
Если что, мы используем куки
Понятно
Напишите нашему менеджеру в Telegram
Напишите нашему менеджеру в WhatsApp

Что такое дизайн-система и когда она нужна бизнесу?

Последние несколько лет тема создания дизайн-систем является одной из самых обсуждаемых. О них пишут статьи, говорят на конференциях и тем не менее, у многих руководителей компаний остается вопрос о целесообразности их разработки. Что же из себя представляет дизайн-система и когда она нужна бизнесу? Разберемся далее.

Что такое дизайн-система?

Если коротко, это набор стилей, элементов, отступов и правил в дизайне, который является унифицированным для всех продуктов и форм визуальной репрезентации, связанных с конкретным брендом.

Формирование базы стандартных элементов дизайна ускоряет работу разработчиков и позволяет избегать лишних вопросов и множественных доработок.

На сегодня дизайн-система все еще не слишком распространенное и легко узнаваемое понятие. Его с некоторым допущением даже можно назвать новым, если принимать за точку отсчета концепцию Google Material Design, представленную в функциональном виде в 2014 году.

Конечно, с тех пор утекло немало воды, тем не менее о единой стилистике пока задумались далеко не все крупные бренды, особенно в России. Но чтобы не проиграть в глобальной маркетинговой войне, нашим крупным компаниям рано или поздно придется принять международные правила игры, а они диктуют, что подобные “стратегические” вопросы сегодня более важны, чем сиюминутная прибыль.

Кому нужна дизайн-система?

Так как разработка дизайн-системы является дорогостоящей услугой, вопрос о целесообразности ее разработки вполне закономерен. Но даже если у вас один проект, который не дорабатывается и не планирует масштабироваться, а для связи с клиентами вы используете единственный канал – например, веб-сайт, все равно имеет смысл разработать дизайн-систему небольшого объема, для того, чтобы при смене дизайнеров на проекте им было легче работать в той же стилистике и менять контент на актуальный.

В первую очередь дизайн-системы актуальны для бизнесов, которые стремятся к длительному пребыванию на рынке. Продукты таких компаний подразумевают регулярное обновление, расширение функционала и добавления новых сервисов.

Речь не только о корпорациях-мультимиллионерах, технологически подкованных банках, авиакомпаниях и крупных операторах связи, но и о бизнесах более скромного масштаба – производителях сферы FMCG, разработчиках ПО, интернет-магазинах, маркетплейсах, дизайн-студиях.

Что дает дизайн-система?

Несмотря на то, что дизайн-система пока еще относительно новое понятие в мире дизайна. Многие компании уже успели ощутить преимущества от ее использования как для самой компании, так и для ее клиентов. Рассмотрим ключевые преимущества дизайн-системы.

  • Экономит временные ресурсы

Дизайн-система – это не только про ограничение на свободу творческого самовыражения дизайнеров разных подразделений вашей компании, это еще и про экономию времени и средств.

Если в компании применяется дизайн-системный подход, то ее дизайнеры сначала создают логотип и шрифты, определяют, какими могут быть функциональные и нефункциональные элементы визуала, вплоть до каждого отступа, а затем из нее, как из конструктора, собирают сайты, личные кабинеты покупателей, кабинеты поставщиков, импортеров.

Правда, при таком количестве каналов коммуникации дизайнеры скорее всего создадут 2-3 разных системы, но такой подход все равно существенно сэкономит их временные ресурсы. В случае, когда требуется доработки продукта или масштабирование – это особенно ценно.

  • Сокращает бюджет

Отрисовывать все визуалы каждого из каналов коммуникации по-отдельности – означает впустую тратить деньги: на создание каждого их них вы потратите не менее 500 000 рублей.

Кроме того, ни один продукт или функциональный элемент не живет без мелких доработок; с учетом того, что они также не будут никак регламентированы, через год каждый из ваших каналов взаимодействия с клиентом будут выглядеть совершенно по-разному.

Надо ли говорить, что у клиента это вызовет ощущение непроработанности ваших продуктов и непременно отпугнет его. Поэтому инвестиция в разработку дизайн-системы окупится с лихвой.

  • Сокращает time-to-market

Когда сроки реализации проекта сжаты, любой инструмент оптимизации рутинных процессов приветствуется. Хорошая универсальная дизайн-система подразумевает единоразовую отрисовку дизайнером кнопки (например, с надписью «продолжить» или «купить»), и на всех подстраницах, во всех каналах коммуникации она будет выглядеть идентично.

Разумеется, это касается и более сложных элементов, таких как слайдеры, иконки, футеры и прочее. Готовые шаблоны отдельных функциональных элементов позволят оптимизировать разработку и ускорить релиз продукта.

  • Упрощает коммуникацию с разработчиками

Следует отметить, что дизайн-системный подход распространяется и на уровень выше. В идеале этим же подходом должны руководствоваться не только дизайнеры, но и разработчики.

В качестве примера можно привести методологию БЭМ, разработанную в России компанией Яндекс. Методология позволяет frontend-разработчикам действовать таким же образом – сначала создавать отдельные функциональные блоки (независимые компоненты веб-страниц), затем – собирать финальный блок (аналогично, по принципу конструктора).

Этой методологией при создании своих продуктов пользуется Google, также с ее помощью разработаны сайты BBC и Buzzfeed.

  • Приближает компанию к клиенту
Пользователям не требуется лишнее время, чтобы разобраться в навигации сайта или приложении – все продукты компании оформлены в едином стиле.

Это вызывает у клиента ощущение уже изученного и понятного продукта и формирует дополнительное доверие к компании. Соблюдение единого стиля всех продуктов положительно влияет на узнаваемость компании и репутацию бренда в целом.

Тема дизайн-систем в мире графического дизайна сравнительно новая, не до конца еще понятная бизнесам. Однако те компании, которые используют в работе дизайн-системы уже ощутили их явные преимущества.

Создание дизайн-системы позволяет ускорить разработку продуктов, унифицировать коммуникации клиента с брендом, одновременно формируя образ развитой, опытной и надежной компании, а также оптимизировать бюджет.